|
Владислав Храмцов
|
Храмцов Владислав Михайлович
Родился в 1932 году в г.Тавде Свердловской
области. В 1951 году окончил Свердловское
художественно-профессиональное училище № 42, а в
1969 году искусствоведческое отделение Уральского
госдарственного университета им. А.М.Горького. В
1951 - 1977 годах работал на Свердловском ювелирном
заводе. В 1977 году перешел в мастерские
Художественного фонда СССР. С 1960 года участник
городских, областных, зональных,
республиканских, всесоюзных и международных
выставок. С 1965 года член Союза художников России.
Неоднократно был награжден дипломами и
медалями за участие в художественных выставках.
В 1991 году ему присвоено звание Заслуженный
художник России. В 1995 году награжден Серебряной
медалью Российской Академии художеств. Работы
имеются во многих музеях страны и за рубежом. |
Храмцов - в исходный
материал вглядывается пытливо и настороженно.
Годами подчас лежат в его мастерской каменные
куски разных пород, интересные и значительные
каждый по-своему да настолько, что, вроде бы, хоть
сейчас - бери и делай. Но не возьмется художник за
камень до той поры. пока чутьем не раскроет
духовной потенции его, пока сердцем не
почувствует внутренней формы, той. что станет
приговором внешней, заслонив и исключив собой
вариантность.
Камень, как решающая образная
доминанта всех созданных украшений - такова одна
из старейших традиций в уральском ювелирном
искусстве. Тем интереснее сейчас ее прямое
смыкание с новейшими тенденциями в современном
искусстве с такой, к примеру, как "ювелирная
пластика".
Хочется отметить, что для этого
художника синтез искусств, как таковой,
принципиален, он мыслит чаще всего его
категориями , а не ювелирного дела только. Так
браслет из гарнитура "Баллада" соединил в
себе качества мозаики и барельефа,а гранатовая
щетка стала не только его кристаллическим
объёмным фоном, но и фоном активным, будоражущим
воображение, настойчиво втягивающим в драму
фактуры и цвета.
И получилась вещь одновременно
суровая и утонченная, в идее своей
театрализованная, зовущая к романтической
памяти Средневековья, заставляющая увидеть в
ювелирном произведении гордое ристалище драмы
.заметить скрещение роз и мечей, услышать
балладу. Так руки и воля художника вернули нам
прошлое, вернули время в его сегодняшнем
осмыслении, создав прощение ему Красотой...
Удивительно постоянно в
творчестве Владислава Храмцова желание
создавать вещи, богатые не чисто внешне, а и по
внутренней своей линии; вещи, способные
развернуть перед зрителем цепь подчас
неожиданных ассоциаций
То, что этому художнику удалось
создать уже довольно внушительный ряд
произведений, цельных по замыслу, указывающих на
пристрастие эмоциональных трактовок, на хороший
вкус и высокую профессиональную культуру,
закономерно. На мой взгляд, нет пока больше в
Екатеринбурге ювелира, обладающего столь ярко
выраженной эмоциональностью, столь смело
творящей образностью в работах, как Владислав
Храмцов. Отсюда и влияние его на уральскую
ювелирную школу. Ведь если по духу и мышлению
Храмцов принадлежит к самым смелым
экспериментаторам ювелирного дела на Урале, то
по мастерству и характеру своего ремесленного
почерка, оторвать его от корней, от чисто местных
традиций невозможно. Вот почему в уральском
контексте он из тех художнических фигур, что
старое не зачеркивают, а преумножают. И вот
почему, наверное, то, что подчас рождается у него
из лабораторной игры, впоследствии может стать
закономерной тенденцией для школы. Это касается,
как освоения материалов, не характерных ранее
для Екатеринбурга (никель или, скажем, стекло),
так и освоения приемов камнерезных, к примеру, (с
одной стороны, вроде бы, и исконных для нашего
края, а с другой - до Храмцова в ювелирном деле
неприменявшихся).
Уже давно и властно заявило о
себе его тяготение к массивным, тяжёлым формам.
Но массивность в его изделиях всегда
контраструет с цветовой характеристикой,
строится на сопоставлениях объёма и плоскости,
на энергично пружинистых ритмах. Вот почему
работы этого мастера обладают собственной
внутренней силой, таят в себе духовное
напряжение.
Да, Храмцов умеет работать
интенсивно и вдумчиво, умеет сохранять
собственный почерк, создавть вещи различных
стилевых категорий, самых разнообразных
настроенческих характеристик. Он то подчиняется
камню, то спорит с ним, но в любом случае всегда
остаётся самим собой, не завися в своих
устремлениях от моды, ни от рыночного спроса тем
более.
| Браслет из гарнитура "Баллада". 1984. Серебро, гранат, гранатовая щётка. | |
|
| Кольцо из гарнитура "Театральные подмостки". 1992. Серебро, тантал, кремний. | |
|
| Браслет из гарнитура "Быль-небыль". 1997. Мельхиор, никель, дерево, кость, морион, цитрин. | |
|
| Комплект. "Озёра" (Лоток для украшений, ожерелье, кольцо). 1995. Серебро, агат, яшма. | |
|
| Ожерелье и кольцо из гарнитура "Дожди". 1994-95. Серебро, льдистый и розовый кварц, морион, празем, цитрин, альмандин, кремний. | |
|
| Браслет и серьги из гарнитура "Старый Посад". 1991. Никель, окаменелое дерево, яшма. | |
|
|