|
Леонид Устьянцев
|
Устьянцев Леонид Фёдорович Родился
в 1930 году в селе Багаряк Челябинской области. В 1951
году окончил Свердловекое
художественно-промышленное училище № 42. В 1951-1978
годах работал на Свердловском ювелирном заводе.
В 1979 году перешёл в мастерские художественного
фонда СССР. С 1961 года участник городских,
областных, зональных, республиканских,
всесоюзных и международных выставок .Член Союза
художников России с 1965 года. Заслуженный
художник России с 1991 года.
Работы имеются в Алмазном фонде
и художественном фонде Москвы, Загорском
государственном историко-художественном музее
заповеднике, Екатеринбургском музее
изобразительных искусств, Новосибирской
областной картинной галлерее, Ангарской
картинной галлерее, а также в частных коллекциях
России и за рубежом.
Если говорить о традициях,
следует подчеркнуть ярко выраженный лирический
характер образности произведений
Екатеринбургской ювелирной школы. Здесь ведущим
мастером был и остаётся Леонид Устьянцев, так как
лирическая именно направленность творчества
полностью соответствует его мироощущению. Для
его авторского почерка характерны изысканные и в
то же время очень прихотливые, как бы свободно
льющиеся композиционные ритмы, легкая ажурность
деталей и плавная гармония в сопряжениях металла
и камня. В последнее время он все чаще обращается
к многоцветным сочетаниям камней в одном
украшении, но шумно кричащими в цвете композиции
его никогда не бывают. У Устьянцева строгий, даже
придирчивый и глаз, и вкус. Камни для таких
многоцветных композиций он обычно тщательно
отбирает, выстраивая их главный акцент на умелом
и тонком сопоставлении холодной и теплой
цветовой гаммы.
Если раньше изделия Устьянцева
нередко украшались крупной зернью, то сейчас он
предпочитает гладкие поверхности металла, игру
света, а не фактурности. Браслет “Байкал ”, к
примеру, демонстрирует не только изощрённость
технического выполнения (лазурит здесь крайне
любопытно дублирован дымчатым кварцем), но и
словно бы извечную мечту художника о сотворении
чуда. Ювелир Леонид Устьянцев – один из тех, кому
такое сотворение по силам.
Недром художник стал охотно
обращаться к дымчатому кварцу – материалу,
способность которого к светотеневой игре
загадочна и напредсказуема. Неуловима, но
прекрасна игра камня, как вечерний свет,
тысячекратно преломлённый в стёклах окон, в
асфальте и рекламах ночного города.
Учитывая, что в гарнитурах
Устьянцева в целом преобладает линейная
структура, насыщенная образность их тем более
удивительна.
| Гарнитур "Ночка" (гривна, браслет, кольцо). 1984. Серебро, мельхиор, морион, гранат. | |
|
| Снежный зверёк. 1994. Серебро, халцедоновая щётка. | |
|
| Гривна "Аметистовый дождь". 1992. Серебро, аметисты, перламутр. | |
|
| Гарнитур "Байкал" (браслет, кольцо). 1979. Мельхиор, лазурит, кварц. | |
|
| Гарнитур "Утро" (колье, браслет). 1983. Мельхиор, празим, родонит, морион. | |
|
| Брошь-кулон "Оттепель". 1979. Серебро, горный хрусталь. | |
|
| Гривна "Радость". 1979. Серебро, цетрин. | |
|
| Гарнитур "Всходы" (серьги, брошь). 1982. Серебро, мельхиор, нефрит, перламутр. | |
|
| Гривна "Элегия". 1996. Мельхиор, аметист, халцедоны. | |
|
| Гривна "Мелодия". 1992. Серебро, морион, сердолик, опал, халцедоны. | |
|
| Подвес "Теремок". 1997. Серебро, малахит, циркон. | |
|
|
|