|
Екатерина Гилёва
|
Гилёва Екатерина Владимировна Родилась
в 1907 году в Ирбите. В 1929 году окончила
Свердловский художественно-промышленный
техникум. С 1937 года участница городских,
областных, зональных, республиканских,
всесоюзных и зарубежных выставок. С 1938 года член
Союза художников СССР. С 1936 года по 1966 годы
занималась иллюстрированием книг для
Свердловского книжного издательства. С 1958 года
работает в станковой графике, преимущественно в
акварели. |
В книжной графике Урала
Екатерина Владимировна Гилёва одна из самых
достойнейших фигур, особенно в книге для детей и
про детей. За 30 лет работы для Свердловского
книжного издательства ею проиллюстрировано
более 80 книг (само количество говорит о многом),
но судьба прихотлива...
В начале 60-х годов её увлекли
деревенские пейзажи, увлекли и закрепостили, да
настолько, что к книгам возврата с тех пор уже не
было.
И хотя у нас, как и в большинстве
городов страны, принято считать акварель
графической техникой, Екатерину Владимировну
Гилеву очень хочется назвать живописцем, но не
потому, что акварели ее зачастую имеют плотную
цветовую насыщенность или довлеющую густоту
раскраски, а потому, что картинщик она по сути
своего взгляда на все — на жизнь, на природу, на
человека в ней; потому что в камерной технике, в
небольших размерах листа ей доступны эпическая
мощь и огромная сила воздействия. Таково само
мышление художника, хотя кредо его иное — тишина.
Тишина, за которой гармония всего живого и
сущего, а еще яркая, непререкаемо-вечная жажда
красоты. Мотивы ее пейзажей не прельщают
экзотикой, а покоряют будничностью и
каждодневностью художнических волнений;
негромким, но счастливым удивлением, что все в
природе одинаково значимо — в любом ее
состоянии, в любое время года и дня.
Взгляните на её бородулинские
пейзажи и вы убедитесь, как мощно они взяты, с
истинной картинностью, со всей щедростью далей, с
обширностью земли родной, с огромностью неба и
редкостным счастьем покоя. Следует особо
заметить, что небо в акварелях Гилёвой всегда
сложное, всегда подвижное, активное по сюжетному
и оттеночному богатству, по фантастической
неохватности своих широт и настроений. Небо и
земля — вот её главные герои, средоточие ее
радостей и печалей. Да, пожалуй, еще
тропинки—дороги длящиеся, бесконечные; то
торопливо убегающие, то скользящие
прихотливо-змеисто, то лениво взбирающиеся по
холмам в деревню, то весело бегущие через поля и
леса.
В работах Екатерины
Владимировны Гилевой динамика ощущений и тишина
созерцательности не контрастируют, а становятся
пульсом трепетного тепла души; в них жизненный
настрой художника возведен в принцип, а главное
— утверждение красоты, мгновенности ее и
абсолютности.
| Иллюстрации к сказке Е. Хоринской "Дедушка-привередушка". 1950-е годы. Б., тушь, перо. | |
|
|
|
| Гроза уходит. 1972. Б., акв. | |
|
| Купальщики. 1994. Б., акв. | |
|
| Осенний день. 1992. Б., акв. | |
|
| Гора весной. 1984. Б., акв. | |
|
|
| Хлеба убраны. 1979-80. Б., акв., гуашь. | |
|
|